Как пользоваться эквалайзером.


Принципы эквализации инструментов и вокала.


Эквалайзер представляет собой несколько электронных
фильтров , позволяющих изменять амплитудно-
частотную характеристику звукового устройства.


Вокал или , спектр голоса можно разделить
на три основных полосы , соответствующих
главным речевым компонентам: основе,
гласным и согласным.

Область голосовой основы расположена на
участке спектра:
приблизительно между 125 и 250 герцами.
Основа позволяет определить, кто именно
говорит , и правильная ее передача
является неотъемлемой частью качественного
звука .

Гласные проводят наибольшую голосовую энергию
и занимают полосу 350 до 2000 герц.

Согласные , расположенные на участке от
1500 до 4000 герц , обладают небольшой
энергией, но зато являются основной
составляющей разборчивости голоса.

На участок от 63 до 500 герц
приходится около 60% всей энергии голоса, но
он только на 5 % влияет на разборчивость.

Область 500 - 1000 герц обеспечивает 35 %
разборчивости , в то время как на диапазон от 1
до 8 килогерц приходится 5% от энергии и 60 %
от разборчивости.

Уменьшение уровня составляющих
низкочастотной части спектра и увеличение
уровня в диапазоне от 1 до 5 килогерц
увеличивает разборчивость и
ясность голоса.

Вот несколько примеров изменения тембра звука.
Частоты ниже 100 герц делают звук более массивным,
ощутимым и бубнящим, не несут в себе никакой
тембровой информации.
Частоты от 100 до 250 герц добавляют звуку полноты.
Поднятие АЧХ на участке 100 - 250 герц
делает вокал гулким.
Вырезание участка 150 - 500 герц
порождает пустоту, неосновательность.
Частоты от 400 до 600 герц делают звук более грубым
и хриплым, уменьшение уровня на участке от 500 до
1000 герц влечет за собой излишнюю
жесткость.
Частоты от 600 до 800 герц добавляют звуку полноты
и глубины.
Частоты от 1 до 2 кГц могут усилить атаку звука и
обозначить удар барабана.
Частоты от 2 до 4 кГц делают звучание
инструмента более близким , усиливают эффект
присутствия. Поднятие части спектра около 3 килогерц
несет жесткую металлическую гнусавость.
Уменьшение усиления в полосе от 2 до 5
килогерц приводит к общему снижению
разборчивости, делает звук
безжизненным.
Частоты от 5 до 7 кГц делают звук инструмента
более резким.
Поднятие участка от 4 до 10 килогерц
приводит к свистам и появлению
"звукового песка".
Частоты от 10 до 18 кГц добавляют звуку
прозрачности и воздушности.

Тембровая коррекции вокала.
80 - 125 герц
Придание чувственности певцам, поющим в
басовом регистре.Для создания полноты можно поднять частоту 150 Гц на 2 -3 дБ
160 - 250 герц
Звуковая основа.Усиление частот от 120 до 250 Гц придаст звуку теплоту.
315 - 500 герц
Очень важно для качественного звука .
630 - 1000 герц
Важно для естественного звучания.
Чрезмерное поднятие приводит к получению
" телефонного звука " .
1250 - 4000 герц
Артикуляция вокала , манера исполнителя.
Для мужского голоса следует понизить частоты
2 .8 — 3 кГц.
Усиление частот от 2 ,5 до 4кГц подчеркнет
атаку , а усиление 5 кГц придаст яркости.
5000 - 8000 герц
Очень важно для разборчивости. Чтобы усилить эффект присутствия , добавь
несколько децибел на частоте 5 -6 кГц.
1250 - 8000 герц
Придают чистоту и ясность.
5000 - 16000 герц
Чрезмерное усиление приводит к сыпучему ,
свистящему звуку. Если в вокале присутствует свист , тогда нужно
снизить усиление между 7 и 10кГц.
Для яркости и прозрачности подними уровень
выше 12 кГц.
Слишком сильное увеличение уровня на участке
200 - 400 герц приводит к маскировке
согласных , таких как "м " , "б " , "в ". Слишком
сильное увеличение уровня в диапазоне 1000 -
4000 герц приводит к быстрому утомлению
слуха. Вокал можно слегка осветлить , подняв в
районе 3 килогерц , одновременно уменьшив
усиление на этой же частоте у всех
инструментов аккомпанимента.

Тембровая коррекция музыкальных инструментов.

Частотные диапазоны музыкальных инструментов.

Скрипка
Частотный диапазон от 196 Гц до 2100 Гц
Обертоны до 10 кГц
Эквализация
Теплота около 240 Гц
Струна 2 ,5 кГц
Атака 7 -10 кГц

Контрабас
Частотный диапазон от 41 Гц до 260 Гц
Обертоны до 8 кГц
Эквализация
Полнота от 80 Гц до 100 Гц
“Тело ” 200 Гц
“Струна ” 2 ,5 кГц

Акустическая гитара
Частотный диапазон от 82 Гц до 1175 Гц
Обертоны до 12 кГц
Эквализация
Теплота 240 Гц
Ясность от 2 кГц до 5 кГц
Атака 3 ,5 кГц

Электрическая гитара
Частотный диапазон от 82 Гц до 1570 Гц
Обертоны 5 кГц
Эквализация
Полнота 240 Гц
Теплота 400 Гц
“Струна ” 2 ,5 кГц

Труба
Частотный диапазон от 160 Гц до 1175 Гц
Обертоны до 15 кГц
Эквализация
Полнота от 120 Гц до 240 Гц
Раструб 5 кГц
Атака 8 кГц

Туба
Частотный диапазон от 29 Гц до 440 Гц
Обертоны до 1 ,8 кГц
Эквализация
Полнота 80 Гц
Резонанс 500 Гц
Предел 1 ,2 Гц

Рояль
Частотный диапазон от 27 Гц до 4200 Гц
Обертоны более 13 кГц
Эквализация
Теплота 120 Гц
Ясность от 2 ,5 кГц до 4 кГц
Атака 8 кГц

Флейта (малая )
Частотный диапазон от 587 Гц до 4200 Гц
Обертоны около 10 кГц
Эквализация
Теплота от 50 Гц до 700 Гц
Дыхание 3 ,2 кГц
Воздух 6 кГц

Гобой
Частотный диапазон от 247 Гц до 1400 Гц
Обертоны до 12 кГц
Эквализация
“Тело ” 300 Гц
Резонанс 1 ,2 кГц
Атака 4 ,5 кГц

Кларнет
Частотный диапазон от 147 Гц до 1570 Гц
Обертоны до 4 кГц
Эквализация
Раструб 300 Гц
Гармоники 2, 5 Гц
Воздух 5 ,2 Гц

Литавры
Частотный диапазон от 73 Гц до 130 Гц
Обертоны до 4 кГц
Эквализация
Теплота 90 Гц
Атака 2 кГц
Воздух 4 ,5 кГц

Электрическая бас -гитара
Частотный диапазон от 41 Гц до 250 Гц
Обертоны до 8 кГц
Эквализация
“Тело ” 80 Гц
Теплота 300 Гц
“Струна ” 2 ,5 кГц

Альт
Частотный диапазон от 130 Гц до 1050 Гц
Обертоны от 8 кГц до 10 кГц
Эквализация
Полнота 200 Гц
“Струна ” 2 ,4 кГц
“Скрип ” 4, 2 кГц

Большой барабан ( бочка)
Частотный диапазон не определяется
Обертоны около 4 кГц
Эквализация
“Тело ” 120 Гц
Звук бочки 400 Гц
Предел 3 кГц

Малый барабан
Частотный диапазон не определяется
Обертоны до 8 кГц
Эквализация
“Тело ” 120 Гц и 240 Гц
“Пустотелость ” 400 Гц
Резонанс 2 ,5 Гц

Тарелки
Частотный диапазон не определяется
Обертоны до 3 ,5 Гц
Эквализация
Раструб тарелки 220 Гц
Ясность 7, 5 кГц
Воздух 10 кГц

Томы
Частотный диапазон не определяется
Обертоны до 3 ,5 кГц
Эквализация
Полнота 120 Гц
Предел 5 кГц

Коррекция музыкальных инструментов.
31 - 50 герц
Дают музыке мощность и энергию .
При чрезмерном их подчеркивании звук может
помутнеть , стать тусклым.
Так же маскируют некоторые гармонические
компоненты.
80 - 125 герц
При чрезмерном поднятии их возникает "бум-
эффект "
160 - 250 герц
Обычная проблема большинства миксов.
Избыток лишает фонограмму мощности , но они ,
все же ,
необходимы для "теплого " звучания
фонограммы .
160 герц самая раздражающая частота.
Здесь же расположена звуковая основа бас -
гитары и других бас -инструментов
300 - 500 герц
Здесь расположена звуковая основа струнных и
перкуссионных инструментов .
400 - 1000 герц
Основа и гармоники струнных , клавишных и
перкуссии. Важная область ,
отвечающая за естественность звучания -
здесь расположен именно "голос" инструмента.
Избыток приводит к "трубоподобности "
звучания.
800 - 4000 герц
Область, для выделения инструмента,
легкого подогрева его звучания.
Избыток приводит к быстрому ауральному
утомлению .
1000 - 20000 герц
Избыток заметно "истончает" звук.
4000 - 10000 герц
Область разборчивости перкусии, тарелок ,
малого барабана.
5000 герц
Отвечает за прозрачность .
Избыток привносит некоторую " отдаленность"
звучания.
8000 - 20000 герц
Очень часто именно с ней ассоциируется
понятие " качества записи " или микса.
Именно здесь лежит источник " глубины " микса
и чистоты его " атмосферы" .
Избыток приводит к пронзительному и ломкому
звучанию .
Большой барабан: кроме обычного вырезания
области от 200 до 400 герц обычно вырезается
узкая полоса спектра в области 160 , 800 и 1300
герц . Это позволяет освободить место для
звуковой основы бас - гитары и музыки в целом.
Применение ВЧ фильтрации от 50 герц позволяет
уплотнить звук большого барабана , оставив для
компрессора именно тот сигнал , с которым
он может музыкально работать. Подъем 5 - 7 кГц -
для отчетливого щелчка.
Для уменьшения картонного призвука у
большого барабана, нужно вырезать
немного между 600 и 800 Гц.
Для того чтобы подчеркнуть щелчок удара
колотушки нужно приподнять частоты от 2 ,5 до
5 кГц.
Малый барабан : Большинство
моделей малых барабанов требуют лишь
" подрезать" несколько частот . Начните с 400
герц , 800 герц и некоторого количества 1300
герц . При обработке малого барабана усиление от 3
до 5кГц подчеркивает атаку , а подъем на
частоте 10 кГц делает звук хрустящим.
Если малый барабан слишком " торчит " в миксе, но
вы нехотите изменять его уровень, приснимите
немного 5 кГц - это слегка "отдалит " его, и потом
скомпенсируйте это легким поднятием 10 кГц.
Хай- хэт: В НЧ участке спектра содержится очень
мало информации о звуке хай-хэта.
Применение ВЧ фильтра с частотой среза 200
герц может освободить звук от нежелательной
грязи. Основными в звуке хай-хэта являются
частоты в диапазоне от 400 до 1000 герц , а
особенно 600 - 800 герц . Для осветления звука
достаточно поднять АЧХ на участке выше 12500
кГц .
Томы и флор -томы : требуют вырезания участка
от 300 до 800 герц. Кроме этого , участок ниже
100 герц не несет в себе практически никакой
тембровой информации , а лишь маскирует
собой полезные гармоники и искажает
естественное звучание томов .
Overhead: верхние микрофоны -
определяют звук установки в целом. Они дают
барабанам немного пространственного объема.
Они , как правило , требуют ослабления
усиления в районе 400 герц и хорошей
фильтрации ВХ от 150 герц. Они не
используются для придания мощности звуку
барабанов, а лишь "красят " его. Можно вырезать
все , что маскирует гармонические
составляющие звука или " притупляет" его.
Вырезание участка около 800 герц и поднятие
верхней части спектра от 12500 герц принесет
большую "определенность " звуку барабанов в
миксе и добавит необходимую долю
прозрачности.
Для том- тома рекомендуется небольшое
усиление в полосе от 200 до 250 Гц.
Если тарелки звучат неясно, срежь несколько
децибел в полосе от 1 до 2кГц . .
Ударные инструменты с высоким тоном , такие
как шейкер, хорошо звучат если немного
усилить высокие частоты ( выше 10 кГц ).. Это
придаст звуку яркость и мягкость .. Можно
срезать все частоты ниже 500 Гц, чтобы
избавится от резкости , которая иногда может
возникать при слишком близком расположении
микрофона при записи
Бас - гитара:
Бас -гитара и большой барабан «бочка » работают в близких диапазонах , поэтому нужно стараться чтобы
были ясно слышны оба инструмента.
В районе 800 герц находится область,
отвечающая за чистоту звучания бас -гитары .
Лучший путь поиска звука бас -
гитары - это обрезать все, что ниже 150 герц,
сформировать тот звук , который нужен в
средней части спектра, и потом постепенно
возвращать " низ" до тех пор, пока не вернется
" основа" звука - до того момента , когда она
начнет маскировать " область чистоты ".

Непосредственно тембр формируется в области
середины - 400 и 800 герц внизу и от 1000 до
5000 наверху . Все , что больше 5 килогерц -
лишь придает прозрачность и ясность.
Не забывайте контролировать спектр
инструментов по отношению друг к другу .
Например , не ярче ли звук большого барабана,
или пиано, или тарелок , чем вокал.

Эквализация клавишных
Общие советы :
увеличение на 450 Гц придаёт полноту звука , на
450 Гц — тепло , повышение на 3 дб 4 кГц
придаёт звуку выразительности , а 7 кГц —
выделяемости в общем миксе.

Эквализация рояля :
понижение на 3 дб 160 Гц снижает гул,
увеличение 400 Гц на 4дб придаёт тепло,
увеличение 10 — 15 кГц на 4дб придаёт звуку
высокочастотный блеск.

Эквализация органа :
понижение 150 Гц на 6 дб убирает бас , подъём 3
кГц на 4 дб добавляет атаку.



Общие принципы эквализации.

50 герц
Увеличение , добавляет полноту
инструментам , звучащим в
низкочастотном участке спектра : большой
барабан , томы и бас -гитара .
Уменьшение, позволяет избежать появления
"boom" -эффекта и маскировки высших
гармоник и увеличивает "читаемость "
басовых партий.

100 герц
Увеличение , добавляет жёсткости
инструментам , звучащим в басовом
регистре.
Добавляет наполненности звукам гитары и малого
барабана.
Добавляет теплоты
пиано и духовым инструментам .
Уменьшение, убрает бубнение из
звука гитары и увеличиват его
разборчивость.

200 герц
Увеличение, добавляет полноты
партии вокала,
звуку малого барабана и гитары
(используется в жёсткой музыке).
Уменьшение, позволяет избежать мутного
саунда инструментов, звучащих в
среднечастотном диапазоне и избежать
гонгообразного звучания тарелок.

400 герц
Увеличение, добавлят ясности
басовой партии, особенно при
прослушивании на малой громкости .
Позволяет избежать картонного
звука у низкозвучащих ударных (томы ,
большой барабан).
Уменьшение, подчеркивает
объёмность звучания тарелок.

800 герц
Увеличение делает чистым и мощным
звучания бас - гитары .
Уменьшение, избавляет от
"дешёвого " звука гитар.


3 килогерца
Увеличение подчёркивает атаку бас -
гитары и атаку электро- и акустических гитар.
Подчёркивает атаку партии пиано, исполненной
в низком регистре. Подчёркивает чистоту и
жёсткость вокальной партии.
Подчёркивает придыхание и мягкости бэк -вокальных
партий.
Уменьшение, маскирует гармоническую
нестройность вокала или гитар.

5 килогерц
Увеличение подчёркивает атаку бас -
гитары и её гармоник.
делает вокал разборчивым.Подчеркивает атаку
низкозвучащих барабанов ( большой
барабан , томы).
Делает более "пальцевым " звук бас -гитары.
Подчеркивает атакупиано, акустических гитар и
яркость партии гитар ( особенно, рок-гитар) .
Уменьшение, помогает избежать " вялого "
звучания электро - и акустических гитар.
Делать звук партий,звучащих на заднем плане более
отдалённым.
Смягчает звук гитар.

7 килогерц
Увеличение создает атаку у
низкозвучащих барабанов ( более
металлический звук).
Создает атаку перкуссионных инструментов.
Позволяет работать с "вялым" вокалом.
Делает более "пальцевым" звук бас -гитары.
Добавляет резкости звукам рок- гитар, синтезатора ,
акустических гитар и пиано.
Уменьшение, уменьшает энергию свистящих согласных .

10 килогерц
Увеличение осветляет вокал.
Создает лёгкий прозрачный звук акустической гитары
или пиано .
Подчеркнивает жёсткость в звучании тарелок .
Уменьшение, уменьшает энергию свистящих согласных .

15 килогерц
Увеличение осветляет вокал ( звук с
придыханием), тарелки струнные, флейту.
Делает звук сэмплерного синтезатора более
естественым.

Hosted by uCoz